Служба психолого-педагогического сопровождения
Модель психолого-педагогического сопровождения в ДОУ
Важное место в образовательном процессе занимают физическое и психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды.
В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс.
Субъектом сопровождения являются: взрослые (педагоги, родители) и
воспитанники МБДОУ «Детский сад № 57 «Аленушка».
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы: заведующий, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, медицинский работник ДОУ, специалисты ДОУ.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
- научность – использование научно обоснованных и апробированных в
педагогической дошкольной практике технологий и методик;
- системность – организация системы работы со всеми участниками
образовательного процесса;
- комплексность – совместная деятельность различных специалистов,
всех участников воспитательно-образовательного процесса в решении задач сопровождения;
- превентивность – обеспечение перехода от принципа «скорой помощи»
(реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
- открытость – последовательное использование ресурсов сетевого
взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;
- технологичность – использование современных технологий,
интерактивной стратегии в работе.
Цель: создание в рамках данной социально-педагогической среды условий для успешной социализации воспитанников.
Задачи:
1. Формирование банка данных воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической поддержке.
2. Защита прав и поддержка психологического здоровья всех участников образовательного процесса, обеспечение преемственности в психологическом сопровождении воспитанников.
3. Организация дифференцированной работы с различными категориями детьми и их семьями.
4. Оказание психологической и социальной адресной помощи.
5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе дошкольного обучения.
Основные направления психологического сопровождения воспитанников.
1. Профилактическое направление. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных
рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностическое направление. Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к специалистам обращаются воспитатели, родители).
4. Развивающее направление. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его
приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Основные формы психолого-педагогического сопровождения:
- диагностика;
- профилактика;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультирование;
- просвещение.
Работа с воспитанниками:
- профилактическая работа с целью формирования знаний, установок личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья (физического, психологического и социального);
- диагностическая работа с детьми «группы риска» (метод тестирования), сопровождение одаренных воспитанников, сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и личностном развитии (организация индивидуальной или групповой работы, проведение тренингов по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, развитие когнитивных процессов у детей);
Работа с педагогическим коллективом
- профилактическая работа направлена на выработку развивающей системы взаимоотношений с воспитанниками, оказания психологической поддержки в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) и коллегами, преодоление психологических барьеров в профессиональной деятельности;
- консультирование по вопросам совершенствования воспитательно- образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий), использование инновационных технологий и методов в педагогической деятельности;
- просветительская работа направлена на проведение лекций, семинаров, практических занятий с целью повышения профессиональной компетенции педагогов и профилактика профессионального выгорания педагогических кадров.
Работа с родителями (законными представителями).
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, а также создания условий, обеспечивающих успешную адаптацию детей к ДОУ;
- профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию конструктивного общения и взаимодействия с детьми и членами своей семьи. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания в семье.