Четверг, 25.04.2024, 06:59
Приветствую Вас, Гость

Служба психолого-педагогического сопровождения

 

Модель психолого-педагогического сопровождения в ДОУ

Важное место в образовательном процессе занимают физическое и психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды.

В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс.

Субъектом сопровождения являются: взрослые (педагоги, родители) и

воспитанники МБДОУ «Детский сад № 57 «Аленушка».

В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы: заведующий, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, медицинский работник ДОУ, специалисты ДОУ.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • научность – использование научно обоснованных и апробированных в

педагогической дошкольной практике технологий и методик;

  • системность – организация системы работы со всеми участниками

образовательного процесса;

  • комплексность – совместная деятельность различных специалистов,

всех участников воспитательно-образовательного процесса в решении задач сопровождения;

  • превентивность – обеспечение перехода от принципа «скорой помощи»

(реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;

  • открытость – последовательное использование ресурсов сетевого

взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;

  • технологичность – использование современных технологий,

интерактивной стратегии в работе.

Цель: создание в рамках данной социально-педагогической среды условий для успешной социализации воспитанников.

Задачи:

1.  Формирование банка данных воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической поддержке.

2. Защита прав и поддержка психологического здоровья всех участников образовательного процесса, обеспечение преемственности в психологическом сопровождении воспитанников.

3. Организация дифференцированной работы с различными категориями детьми и их семьями.

4. Оказание психологической и социальной адресной помощи.

5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе дошкольного обучения.

Основные направления психологического сопровождения воспитанников.

1. Профилактическое направление. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных

рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2.   Диагностическое направление. Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к специалистам обращаются воспитатели, родители).

4. Развивающее направление. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его

приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

 

 

Основные формы психолого-педагогического сопровождения:

- диагностика;

- профилактика;

- коррекционно-развивающая работа;

- консультирование;

- просвещение.

Работа с воспитанниками:

- профилактическая работа с целью формирования знаний, установок личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья (физического, психологического и социального);

- диагностическая работа с детьми «группы риска» (метод тестирования), сопровождение одаренных воспитанников, сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и личностном развитии (организация индивидуальной или групповой работы, проведение тренингов по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, развитие когнитивных процессов у детей);

Работа с педагогическим коллективом

- профилактическая работа направлена на выработку развивающей системы взаимоотношений с воспитанниками, оказания психологической поддержки в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) и коллегами, преодоление психологических барьеров в профессиональной деятельности;

- консультирование по вопросам совершенствования воспитательно- образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий), использование инновационных технологий и методов в педагогической деятельности;

- просветительская работа направлена на проведение лекций, семинаров, практических занятий с целью повышения профессиональной компетенции педагогов и профилактика профессионального выгорания педагогических кадров.

Работа с родителями (законными представителями).

- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, а также создания условий, обеспечивающих успешную адаптацию детей к ДОУ;

- профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию конструктивного общения и взаимодействия с детьми и членами своей семьи. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания в семье.